Общественно-политический журнал

 

Федеральный судья в США приговорил Россию к ежедневному штрафу в размере 50 000 долларов хасидскому движению Хабад-Любавич

Федеральный судья в США постановил, что Россия ежедневно должна платить штраф в размере 50 000 долларов хасидскому движению Хабад-Любавич до тех пор, пока не вернет ему коллекцию книг и манускриптов, некогда принадлежавших одному из лидеров движения - ребе Иосифу Ицхаку Шнеерсону.

 Старший судья Федерального районного суда США в Вашингтоне Ройс Ламберт вынес такое постановление в среду, спустя неделю после начала слушания дела. Решение было принято несмотря на возражение Министерства юстиции США, которое сочло, что санкции против России не помогут решить спор и предупреждало, что это может повредить развитию отношений Вашингтона и Москвы.

 Ламберт ранее постановил, что манускрипты незаконно находятся во владении Российской государственной библиотеки и Российского государственного военного архива.

 В 2010 году он распорядился, чтобы книги и рукописи были переданы в посольство США в Москве или непосредственно представителям организации Хабад-Любавич.
 Россия отказалась выполнить это постановление.

 Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, представитель посольства России в США считают вердикт суда незаконным: «Согласно законодательству РФ "коллекция Шнеерсона" является частью культурного наследия страны и не может быть отчуждена. Решение суда нарушает закон США об иммунитете иностранных государств».


Справка:

Хабад-Любавич - иудейское религиозное движение, разновидность хасидизма, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем. К началу XIX века насчитывало около 200 000 приверженцев. Движение создано ребе Шнеуром Залманом из Ляд в 1772.

Благодаря усилиям последнего лидера Хабада Менахем-Мендла Шнеерсона обучение иудаизму было распространено во многих странах (включая страны бывшего СССР), где в результате были созданы и развиты еврейские общины.

Хасидизм Хабада объясняет, каким образом при исполнении заповедей Торы, еврей

  • соединяет конечный материальный мир с бесконечностью духовных миров и Создателя;
  • выполняет не только миссию своего существования на земле, но и суть существования всего мира;
  • кульминация проявляется в мессианской эре, приход которой произойдёт, когда разделение между материальным и нематериальными мирами разрушится.

Используя многие идеи Каббалы и соединяя их с другими областями иудаизма (например, с Талмудом), Хабад стремится показать философское единство идей иудаизма и связь их с идеей единства Создателя (то есть проявить иудаизм как настоящий монотеизм).

Главное философское произведение Раби Шнеура-Залмана "Тания" является первым трудом, который систематизировал хасидскую мораль, разъяснённую на метафизических каббалистических основах.

Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей
1880, Любавичи — 1950, Нью-Йорк
Во время Русско-японской войны старался снабжать еврейских солдат кошерным мясом. Неоднократно обращался к зарубежным правительствам и еврейским общинам с просьбой повлиять на царское правительство остановить еврейские погромы. За свою деятельность дважды был арестован, но вскоре освобождён.

Впоследствии обозначил свою деятельность в направлении создания подпольных еврейских школ на территории Советского Союза и назначении подпольных раввинов. Возглавил борьбу за сохранение еврейской жизни в Советском Союзе.

Неоднократно получал угрозы в свой адрес от ЕвСекции (название еврейских коммунистических секций РКП(б)) с требованием прекратить свою религиозно-просветительскую и благотворительную деятельность, однако угрозы на него не действовали.

Вступил в открытый конфликт с властями и 14 июня 1927 года был арестован органами ОГПУ и препровождён в Шпалерную тюрьму. На третий день был приговорён к смертной казни (его собственное свидетельство), которая под давлением общественности (германские и латвийские парламентарии, «Политический Красный Крест») была заменена на ссылку в Кострому; однако буквально через несколько дней ссылка была заменена на выдворение из Советского Союза. Тем не менее р. Йосеф-Ицхак в течение многих лет оставался руководителем нелегальных общин Хабада в СССР.

Библиотека Шнеерсонa

Основой собрания древнееврейских книг и рукописей Шнеерсона была коллекция, начало которой было положено в XVIII веке.

Собрание Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись.

В ходе Первой мировой войны, когда Любавичи оказались в зоне военных действий, Иосиф Шнеерсон перевез часть библиотеки из Любавичей в Москву, где доверил её хранение книжному складу Персица и Полякова в Москве. С приходом к власти в России большевиков собрание Шнеерсона было национализировано как того требовал декрет Совета народных комиссаров РСФСР о научных фондах РСФСР от 26 ноября 1918 года. Собрание Шнеерсона оказалось вначале в библиотеке Румянцевского музея, а затем, соответственно, в Российской государственной библиотеке.

Другая часть библиотеки — около 25 тысяч страниц рукописей — была вывезена Шнеерсоном из России в Ригу в 1927 году, а затем в Польшу в 1934 году. После оккупации Польши нацистской Германией в 1939 году эта часть библиотеки Шнеерсона была вывезена немцами в Германию. После окончания Второй мировой войны библиотека Шнеерсона была доставлена в Москву трофейными бригадами вместе с другими трофейными материалами, и передана в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года — Российский государственный военный архив).

В начале 1990-х зять и духовный наследник 6-го Любавического ребе Менахем Шнеерсон потребовал вернуть собрание Шнеерсона хасидам, поскольку до национализации эти книги и рукописи были личной собственностью Иосифа Ицхака Шнеерсона.

Дело слушалось в Госарбитраже РСФСР и 8 октября 1991 года Госарбитраж обязал Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина вернуть коллекцию хасидам.

Однако Библиотека решению Госарбитража РСФСР не подчинилась, ссылаясь на то что все её архивы являются достоянием советского народа.

В 1995 году теперь уже в Российской государственной библиотеке была проведена проверка фондов, и при этом обнаружилось что часть рукописей из собрания Шнеерсона пропала. Затем часть этих рукописей появилась на черном рынке в Израиле.

В 2005 году движение Хабад обратилось с письмом к Путину с просьбой оказать помощь в деле передачи собрания Шнеерсона из Российской государственной библиотеки.

В начале августа 2010 года в США также состоялся суд по делу о библиотеке Шнеерсона, который принял решение в пользу организации Хабад, поскольку библиотека перешла в собственность России «дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации». Однако МИД России не только не признал этого решения, но и потребовал от организации Хабад вернуть семь книг из колекции Шнеерсона, уже оказавшихся у Хабад.

Москва обещает жесткий ответ на решение США по Шнеерсону

Москва возмущена вердиктом американского суда по коллекции Шнеерсона и намерена дать "жесткий ответ" в случае ареста российского государственного имущества на территории США, сообщили в МИД России.

Так, быстро перебираем по пальцам возможный "адекватный" ответ: сироты - были, некомерческие фонды - были, ЮНЕСКО - был. Кто же у нас остается под возможным прицелом власти, как материал для "жесткого ответа"? Пенсионеры? Инвалиды? Цыгане? А может быть, новое "дело врачей"?